+7 (495) 789-56-94

125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 1/3, стр. 2, этаж 6, пом. I, ком. 37А

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ru en
Новости
Форма обратной связи:
Имя:
Email:
Сообщение:

К регенерации не готовы

Профицитный баланс рынка базовых масел не вызывает оптимизма, так как в ближайшее время экспортировать излишки станет нерентабельно, а сжигать отработанное масло экологически вредно. Наладить систему регенерации масел как обычно не дают правовые и инфраструктурные недостатки государства

Компания CREON Energy провела конференцию «Производство и регенерация масел 2014» в Москве 31 марта с.г. Мероприятие прошло при поддержке «ВНИИ НП».

В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что в последнее время наблюдается рост внимания компаний к окружающей среде и влияния на нее производственных выбросов и отходов. Экологическая ответственность стимулирует развитие переработки, и компании стараются более рационально подходить к использованию ресурсов. Сознательность начинает перевешивать экономику, и, несмотря на дополнительные финансовые и временные затраты предприятий, регенерация отработанных масел уже не является диковиной в нашей стране, хотя конъюнктура рынка, безусловно, до сих пор способствует примитивному сжиганию отходов. Что мешает достичь баланса между прибыльностью бизнеса и экологической ответственностью – основной вопрос мероприятия.

Обзор рынка базовых масел был представлен консультантом-аналитиком CREON Energy Константином Нижегородовым. Общий объем производства масел в России за 2010-2012 гг. практически не изменился (+1%). Между тем отмечался рост выпуска моторных масел на 7,5% и заметное сокращение объемов производства индустриальных и базовых масел на 5,7% и 3,7% соответственно. В структуре производства, где порядка 40% занимают базовые масла, наблюдалось увеличение доли масел специального назначения (гидравлических, электроизоляционных и прочих) и постепенное сокращение сегмента индустриальных масел. 

Суммарные мощности по производству базовых масел в России составляют 3 млн т, при этом объем выпуска товарной продукции находится на уровне 1 млн т, из которых только 3% приходится на III группу, остальное – I и II группы. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» пока является единственным производителем базовых масел III группы в России. Также эксперт высказал предположение, что в связи с развитием технологии GTL возможно через 5-7 лет в России будут производиться базовые масла IV группы.

В структуре внешнеторговых операций экспорт базовых масел имеет доминирующее значение: поставки зарубежным покупателям более чем в 20 раз превышают ввоз продукции в Россию. Объем импорта базовых масел находится на уровне 25-30 тыс. т в год, экспорт составляет 600-900 тыс. т. Однако в середине 2011 г. цены на масла резко снизились, и доля экспорта к 2012 г. упала с 80% до 62%. Основные покупатели российских масел – европейские страны. Ввиду планов правительства повысить пошлину на темные нефтепродукты, к которым в России относятся и базовые масла, до 100% от пошлины на экспорт сырой нефти с 2015 г., экспорт базовых масел станет вовсе нерентабельным, отметил г-н Нижегородов.

Присутствующие на конференции представители компаний «ЛЛК-Интернешнл», «Роснефть», «Газпромнефть-СМ» и «Башнефть» сообщили, что на обращение бизнес-сообщества о пересмотре тарифных пошлин на экспорт базовых масел Правительство РФ положительного решения не дало. 

Владимир Аленцин, заместитель председателя Комитета по проблемам экологии и природопользования Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), отметил, что в России слабо развита переработка отработанных масел. В настоящее время в стране собирается не более 12% отработанных масел, в то время как в Германии этот показатель достигает 50%. Причинами тому являются несовершенство нормативной базы и отсутствие необходимой инфраструктуры по сбору и накоплению отработанных масел, а также дефицит мощностей по их переработке. Вывозить российские отходы для дальнейшей переработки за рубеж экономически нерентабельно из-за высоких таможенных тарифов. Отработанные масла облагаются той же пошлиной, что и дизельное топливо. Как следствие, рынок наводнен нелегальными сборщиками

и посредниками, которые собирают отработанные масла у сервисных центров, где аккумулируется львиная доля масел, и перепродают их на сжигание.

По мнению управляющего партнера «ДВЧ-Менеджмент» Дмитрия Чериковера, цена за тонну отработанного масла составляет порядка 200-250 долларов. Если к этой сумме добавить стоимость транспорта для сбора масел (примерно 150-200 тыс. евро за единицу), контейнеров для хранения, саму регенерацию, плюс таможенную пошлину на экспорт, переработка масел становится экономически нецелесообразной. «Зачем придумывать велосипед? Есть европейская директива по обращению с отходами, благодаря которой страны, только вступившие в ЕС, смогли значительно улучшить свои показатели в этом вопросе. Пока проблема со сжиганием не будет решена на законодательном уровне, переработки отработанных масел в России и Таможенном Союзе не будет», - заключил г-н Чериковер.

Ситуация со сжиганием масел особенно ухудшилась после отмены лицензирования по обращению с отходами в РФ, отметил г-н Аленцин, который также добавил, что новая редакция закона №89-ФЗ не предусматривает возвращения лицензирования сбора, транспортирования и использования отработанных масел, поэтому сейчас любой гражданин имеет право собирать эти масла и не сообщать, что он будет с ними делать. В то же время эксперт считает, что даже существующая нормативная база может позволить в значительной степени улучшить ситуацию на рынке сбора и переработки отработанных масел при более высоком уровне исполнения требований законодательства, к примеру, в Москве с 1983 г. действует запрет на использование жидкого топлива, однако механизм исполнения этой нормы не совершенен.

По словам представителя МТПП, за последние 10-13 лет ситуация со сбором отработанных масел постепенно меняется и одним из инструментов указанных изменений является Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и смазочным жидкостям». 

В заключении, г-н Аленцин призвал всех, кто занимается производством и продажей масел, тех, кто собирает и перерабатывает отработанные масла, вместе обсудить аспекты развития рынка сбора и переработки отработанных масел и выработать механизмы его «цивилизации» в контексте формирующейся в России отрасли по обращению с отходами. 

В свою очередь МТПП ведет деятельность по обеспечению развития системы сбора и переработки отработанных масел в России. В частности, структура предоставляет площадку для диалога между производителями (импортерами) масел, природопользователями и участниками рынка сбора и переработки отработанных масел; лоббирует устранение законодательных барьеров в совершенствовании системы и инфраструктуры сбора отработанных масел; формирует позиции по вопросу нормативов утилизации отдельных видов отходов, а также готова оказать аналитическое сопровождение при принятии решений по размещению производственных мощностей по переработке отработанных масел.

Кирилл Овчинников, заведующий отделом химмотологии «СвНИИНП», отметил, что с научной точки зрения сложность разработки технологии для переработки отработанных масел заключается в том, что качество и состав собираемых отработанных масел непостоянен от партии к партии, а, следовательно, режим переработки должен изменяться. Другая проблема это большое количество присадок в маслах, особенно моющих, которые тоже усложняют процесс переработки и регенерации. В то же время, создание универсальной технологии, рассчитанной на переработку отработанных масел любого качества, технически возможно, но величина инвестиций в подобный проект заметно увеличивает период окупаемости, снижая экономическую привлекательность строительства подобных установок.

О финском опыте переработки отработанных масел рассказал Пекко Кохонен, коммерческий директор финской компании Ecostream Oy. Докладчик отметил, что на находящемся в городе Хамине заводе мощностью 60 тыс. т в год в результате переработки отработанных масел по гидротехнологии образуется 70% базовых масел II группы, 15% - топлива, 10% - битумов и 5% - воды. Залогом хорошего качества является селективный сбор сырья. В рамках долгосрочного сотрудничества компания частично перепродает регенерированные масла обратно поставщикам

отработанных масел. По аналогичным технологиям в Европе перерабатывается 40-50% отработанных масел. Отвечая на вопрос о том, насколько рентабелен такой бизнес, г-н Кохонен отметил, что при отсутствии дефицита сырья бизнес окупается через 5-10 лет. 

Заведующий отделом товарных масел «ВНИИ НП» Олег Цветков отметил, что Россия занимает четвертое место в мире по производству базовых масел. В 2012 г. в структуре производства на I группу базовых масел приходилось свыше 97%, на мировом рынке доля этой группы не превышала 60%. К 2020 г. прогнозируется снижение ее доли до 60% в России и до 20% в мире.

По данным эксперта, в 2013 г. в России было произведено порядка 2,4 млн т масел, при внутреннем спросе на уровне 1,6 млн т. Объем экспорта составил 950 тыс. т, импорта – 400 тыс. т. В структуре производства около 58% приходилось на СМПТ, 33% составили индустриальные масла, еще 7% - энергетические. 

Относительно регенерации г-н Цветков сообщил, что в странах ЕС объем мощностей по переработке отработанных масел составляет 1 200 тыс. т, а в России пока только 30 тыс. т. 

В комментариях к докладу г-на Цветкова директор по экспорту «Базовые масла и смазочные материалы» Avista Oil Refining & Trading Deutschland Бьорн Циппель отметил, что для развития регенерации, в первую очередь, в стране нужно решить вопрос с системой сбора отработанных масел. В целом в российской структуре базовых масел наблюдается та же самая тенденция сокращения I группы, что в Европе и азиатских странах. 

Заключительным докладом стала презентация Константина Смирнова, генерального директора «МИЦ ГСМ», посвященная продлению ресурса масел. По словам докладчика, при своевременном проведении анализа масла (испытания могут проводиться прямо на предприятии) и оказании необходимой технической поддержки, ресурс работы масла может быть существенно увеличен. Так, на примере автомобиля с объемом картера в 50 л, экономия расхода масла может достичь 0,06 л за 1 м/ч или 525 л в год. 

Несмотря на то, что Россия занимает одно из ведущих мест по производству и является крупнейшим мировым потребителем товарных масел, тем не менее, в стране фактически отсутствует система сбора и регенерации масел. А ведь еще во времена СССР она существовала! Чтобы отстроить систему заново с учетом российских реалий  – обширная территория, недостаточно развитая инфраструктура – нужна новая госпрограмма, которая объединит в себе как стимулирующие, так и карательные меры. Отрасль может выйти из застоя, в котором она пребывает последние 10 лет, если у нас будут современная нормативно-правовая база, посильное участие государства в развитии инфраструктуры и заинтересованность иностранных технологических партнеров, - подвел итоги встречи Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья CREON Energy.

 

Приглашаем авторов к сотрудничеству. Свои предложения просьба направлять по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .


С планом ближайших мероприятий, в которых редакция примет участие, можно ознакомиться по ссылке.