+7 (495) 789-56-94

125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 1/3, стр. 2, этаж 6, пом. I, ком. 37А

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ru en
Новости
Форма обратной связи:
Имя:
Email:
Сообщение:

Новые F.A.Q.

Дороги по-прежнему остаются одной из главных российских бед, однако в последние годы гос-ударство всерьез занялось ее решением. Способствовать этому должен реализуемый Росавто-дором комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автодорог. Для этого отрасль необходимо обеспечить качественными вяжущими, разработка и внедрение которых и являются сейчас приоритетом для рынка.

Компания CREON Energy 12 ноября провела Четвертую международную конференцию «Битумы и ПБВ 2015». Генеральным информационным партнером выступил журнал «Нефть России».

В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что в нынешнем году тематика конференции значительно расширена – помимо рынка битумов участ-никам предлагается обсудить и сегмент вяжущих. Это связано с тем, что обычный битум в совре-менных реалиях уже не может рассматриваться как самостоятельный продукт: компании научи-лись с ним работать и готовы дальше совершенствовать свои технологические процессы. Улуч-шить качество дорожного покрытия и повысить его износостойкость может применение ПБВ. Именно полимерные вяжущие сегодня определяют развитие рынка. Например, крупнейшая рос-сийская нефтяная компания всерьез сосредоточилась на сегменте ПБВ, модернизируя свое про-изводство для удовлетворения рыночного спроса. Каковы в целом требования потребителей и насколько выпускаемая продукция им соответствует – г-н Тургунов предложил обсудить участ-никам мероприятия. Также среди заявленных тем – проблема сохранения качества ПБВ при транспортировке и хранении.

Корпорация «Технониколь» является одним из ведущих российских производителей полимер-но-битумных вяжущих, рассказал ее технический директор Владимир Плишкин. По его словам, особенностью современного российского рынка ПБВ является нестабильность качества исход-ного сырья. Пробы на входе показывают, что при соответствии нормативным требованиям биту-мы, поступающие на заводы «Технониколь», подчас сильно отличаются по своим реологическим свойствам. Эти скачки качества крайне нежелательны для переработчиков, которые, в свою оче-редь, призывают производителей провести работу над ошибками и обеспечить стабильность качества поставляемых битумов. 

Проблемы с качеством не обходят стороной и сегмент ПБВ. По словам докладчика, сейчас толь-ко в Центральном регионе действуют 44 производителя полимерно-битумных вяжущих - и дале-ко не все они строго соблюдают стандарты на выпускаемую продукцию. Поэтому помимо госу-дарственных стандартов и сертификации необходимо отслеживание качества со стороны самих потребителей. Прежде всего, это входной контроль на АБЗ, который предполагает исследова-ние образцов продукта из каждой партии. Именно этот фактор будет стимулировать производи-телей всячески следить за соблюдением стабильности качества и не допустить дискредитации всех ПБВ.

Владимир Плишкин отдельно остановился на теме высокомодифицированных вяжущих, кото-рые относятся к инновационным видам ПБВ. «Технониколь» совместно с «Сибуром» разработала аналог полимера Kraton D 0243 – ДСТ Л 30-814ВД, который сейчас проходит лабораторные испы-тания. Затем компании проведут совместные промышленные испытания непосредственно на за-водах, это позволит понять, как полимер работает на практике.

В Белоруссии же наблюдается тенденция отказа от использования модифицированного битума, рассказал директор белорусского предприятия «Нефтебитумный завод» Александр Храмцов. Завод, который является крупнейшим производителем модифицированного битума в стране, за 2015 г. выпустил всего 700 т продукта. Предпочтение же при строительстве дорог отдается це-ментобетону.

Первые результаты внедрения системы испытаний битумных вяжущих Superpave представил Станислав Мамулат, руководитель центра по развитию взаимодействия с бизнесом и професси-ональными сообществами НИТУ «МИСиС». Система Superpave является основой, которая может стать базой для проверки качества и справедливости цены на битумные материалы, т.к. ориен-тирована на эксплуатационные свойства вяжущих и покрытий. Докладчик отметил, что расчет и

определение требований к вяжущему для различных типов покрытий осуществляется с учетом региональных и климатических условий и условий проектируемых транспортных нагрузок. Определение соответствия эксплуатационным требованиям для работы при разных температу-рах производится после испытаний, имитирующих краткосрочное и длительное старение.

По словам г-на Мамулата, проведенные испытания более 50 видов битумных вяжущих показали неутешительные результаты - вяжущих, сохраняющих требуемые физико-химические показате-ли при температурах ниже -28С после процедур краткосрочного и долгосрочного старения, не выявлено. Другими словами, существующие вяжущие подходят для работы в широтах Ростов-ской ил Воронежской областей, но не севернее.

Заведующая лабораторией дорожных одежд «РосдорНИИ» Лидия Горелышева отметила, что в отношении системы Superpave важно говорить о качестве не только вяжущего, но и каменного материала – он тоже должен соответствовать определенным требованиям и параметрам.

По итогам 8 месяцев 2015 г. российские НПЗ значительно увеличили отгрузку компонентов для битумного сырья, рассказал г-н Мамулат. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла в четыре раза и достигла 1.14 млн т. Однако большая часть этого объема была направлена на экспорт, сообщил Станислав Мамулат. Он отметил, что необходимо совершен-ствовать методы специальной подготовки битумного сырья путем блендирования и компаунди-рования полупродуктов нефтепереработки. Для эффективного решения этой задачи нужно со-здание довольно крупных емкостей для хранения и гомогенизации сырьевых компонентов и от-лаживание системы отбора и отгрузки данных компонентов с нефтеперерабатывающих заводов.

На сегодняшний день в России по системе Superpave укомплектованы уже четыре лаборатории – три государственных и одна независимая. В разной степени готовности находятся еще две госу-дарственные лаборатории. По мнению докладчика, этого количества уже достаточно для прове-дения межлабораторных, арбитражных и других испытаний.

Однако со Станиславом Мамулатом не согласен Иван Мирчев, начальник управления техноло-гий и развития производства департамента продаж специальных продуктов НК «Роснефть». Он утверждает, что четырех лабораторий катастрофически мало для такой огромной страны, как Россия: «Для нормальной сертификации нам нужно примерно несколько тысяч лабораторий, тогда система проверки качества действительно будет работать». У «Роснефти» сейчас восемь НПЗ, которые производят битумы, поэтому вопрос стандартов для компании крайне актуален. По словам г-на Мирчева, Федеральное дорожное агентство должно определиться, какие битумы необходимы дорожной отрасли России. Нельзя идти по пути гармонизации отечественных стан-дартов с европейскими и американскими стандартами одновременно. Нужно вести ответствен-ную и последовательную политику в области создания новой нормативно-технической докумен-тации, так как от этого зависят решения, связанные с развитием технологий производства, управления качеством по всей цепочке от НПЗ до АБЗ. Цена этих решений, только на примере лабораторий, превышает миллиард долларов, а эти затраты не учитывают ряд сопутствующих аспектов – стоимость внедрения новых методов оценки и расширения области аккредитации лабораторий, необходимость модернизировать битумные установки на НПЗ и многое другое. Как минимум требуется анализ интегрального экономического эффекта на экономику страны от внедрения системы Superpave.

В целом НК «Роснефть» уделяет серьезное внимание улучшению качества битумов, отметил Владимир Погуляйко, менеджер управления технологий и развития производства департамен-та продаж специальных нефтепродуктов. Компания запланировала масштабную модернизацию всех битумных производств, будут учитываться изменения тех нефтей, которые используются сейчас, и свойства нефтей перспективных. Исходя из этого будут меняться технологические ре-жимы и условия. 

Среди новых направлений работы г-н Погуляйко отметил постепенный переход на рост доли остаточного дистиллированного продукта в битумах. Связано это прежде всего с увеличением глубины переработки. Также в перспективе – повышение технологичности продуктов путем сужения пенетрационных интервалов и повышения реологических свойств.

Главный специалист по технологии и качеству компании ДСК «Автобан» Андрей Семянихин представил доклад «Правило 80» – простой инструмент в нормативном поле проектировщика и главгосэксперта для обоснования применения ПБВ в нижних асфальтобетонных слоях». В нем он рассказал об особенностях старения вяжущего и детально рассмотрел случаи использования или неиспользования модификатора в нижних асфальтобетонных слоях.

Управляющий самарского завода «Ротор» Денис Апкалимов рассказал об особенностях функ-ционирования битумных комплексов на АБЗ. По его мнению, существует ряд проблем с ухудше-нием качества битума при его обработке на асфальтобетонном заводе. Например, несоблюдение времени нахождения продукта в битумных емкостях приводит к ухудшению его эксплуатацион-ных характеристик. Со сложностями такого рода, утверждает эксперт, сталкивается большин-ство российских АБЗ, персонал которых недостаточно обучен, а сами предприятия не практику-ют бережное и рациональное использование битума.

Использование модифицированной серы является перспективным направлением в производ-стве материалов для дорожных покрытий. Как рассказал генеральный директор компании «Се-робетонстрой» Валерий Винокуров, основные направления применения серы - изготовление серобетона и серных вяжущих. Серобетон обладает такими важными характеристиками, как вы-сокая прочность, стойкость к коррозии, морозостойкость, возможность повторного использова-ния и низкая цена. 

В России разработан и выпускается под заказ мобильный серобетонный комплекс на базе уста-новки КЗАФ-20 для производства серобетонных изделий производительностью 20 т/час. Первый такой комплекс готовится к запуску в Казани в 2016 г., его проектная мощность - 157 тыс. т се-робетонных изделий в год.

Докладчик отметил, что изделия из серобетона подлежат вторичной переработке (100% рецик-линг) неограниченное количество раз без потери качества вторичного изделия по отношению к первоначальному.

Лидия Горелышева рассказала о применении ПАВ и модификаторов битумных вяжущих для ас-фальтобетонов. При обследовании участков с разными дорожными покрытиями выявлено, что асфальтобетон, приготовленный на различных вяжущих, по-разному сопротивляется воздей-ствию высоких температур. Свойства асфальтобетонов зависят не столько от вязкости вяжущего, сколько от его адгезионных свойств. Так, резинобитумные вяжущие имеют хорошую адгезию, остальные модификаторы чаще всего требуют дополнительного введения адгезионных приса-док, особенно на российских битумах. 

 

Приглашаем авторов к сотрудничеству. Свои предложения просьба направлять по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .


С планом ближайших мероприятий, в которых редакция примет участие, можно ознакомиться по ссылке.